TY - JOUR TI - Что может предложить новая методология оценки мышления школьников современному образованию T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - логическое мышление KW - критическое мышление KW - диагностика KW - Пиаже KW - автоматическая обработка результатов KW - психометрика KW - задания сценарного типа KW - скрытое оценивание AB - Угланова Ирина Львовна — младший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10. E-mail: iuglanova@hse.ru (контактное лицо для переписки) Погожина Ирина Николаевна — доктор психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Адрес: 125009, Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9. E-mail: pogozhina@mail.ru Для реализации педагогического принципа доступности и посильности обучения и воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности развития логического мышления учеников. Для его объективной и быстрой оценки необходимы инструменты диагностики. Сегодня наиболее полную оценку содержания логического мышления по Пиаже можно получить, используя метод клинической беседы. Однако данный способ диагностики крайне ресурсозатратен и не подходит для масштабного тестирования. Обзор литературы показал, что существующие стандартизированные методы диагностики требуют привлечения большого числа квалифицированных экспертов для проверки результатов и подготовки обратной связи для учителей, методистов, психологов-практиков и исследователей. В статье описаны методологические принципы разработки инструмента, предназначенного для оценки уровней развития логического мышления. Такой инструмент позволит автоматически обрабатывать получаемые результаты без потери специфики их содержания, что в итоге упростит и ускорит процедуру диагностики. Реализация этих принципов рассматривается на примере компьютеризированных заданий сценарного типа с фокусом на решении и на процессе работы (computerized performance-based assessment) в формате скрытого оценивания (stealth assessment) для учеников 5‑го и 7‑го класса. AU - И. Л. Угланова AU - И. Н. Погожина UR - https://archive_vo.hse.ru/2021--4/541649699.html PY - 2021 SP - 8-34 VL -